Права потребителей

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТОВ,

составление претензий, исков, жалоб, споры в суде

    Вопрос юристу по защите потребителей

Скачать образцы претензий:

Претензия образец

Важно знать при защите прав потребителей:

Товары не подлежащие возврату
Возврат покупки

Возврат покупки по закону о правах потребителей

Возврат покупки иногда бывает не столь легкой процедурой. Приобретая товар, каждый потребитель, казалось бы, вправе рассчитывать на его возврат или замену – не важно, качественный товар или некачественный. Покупая что-либо, мы и не задумываемся, что выступаем в роли одной из сторон сделки покупатель – продавец.

Закон о правах потребителей и возврат покупки

Надо знать и помнить, что существующий Закон о правах потребителей не только регулирует возврат покупки в магазин, защищая от недобросовестности продавца, но и вменяют определенные обязанности для покупателя с учетом интересов продавца.

Вопрос юристу по защите потребителей

Порой человек считает, что приобретенную им покупку, случайно в порыве эмоций, можно в любом случае вернуть, используя права потребителей. Получается, у продавца обязанность и долг, а у человека, совершившего покупку – права. Предполагается, что Закон оберегает лишь покупателя, а продавец все время оказывается в роли виноватого. Но как в действительности? Должны ли учитываться интересы продающей стороны? В связи с ростом популярности интернет-магазинов, где возврат покупки в чем-то даже проще, чем в реальных торговых сетях, стоит внимательнее отнестись к вопросу и определиться с правами и обязанностями обеих сторон.

На основании каких документов происходит возврат покупки?

Вернуть купленную вещь продавцу розничной торговой сети можно, опираясь на ряд документов – соответствующие статьи ГК Российской Федерации и закона о правах потребителей за № 2300-1 от 07.02.92г. (ныне действует редакция 05 мая 2014г.) В интернете несложно отыскать эти материалы для более подробного ознакомления.

Законодательство РФ предусматривает три положения, которые могут послужить для возврата покупки:

  1. Сокрытие продающей стороной необходимых сведений о проданном продукте (см ст.495 ГК РФ; ст.12 закон о потребительских правах);
  2. Приобретение оказалось низкокачественным, бракованным (ст.503 ГК РФ; ст.18 закон о потребительских правах);
  3. Покупка соответствует предъявляемым требованиям, но не подходят габариты, не тот цвет, неподходящая комплектация и прочее (ст. 502 ГК РФ; ст.25 ФЗ о потребительских правах).

возврат покупки в СПб

Недостаточное (неточное) информационное обеспечение

Можно сказать, что недостаток сведений или их недостоверность служит надуманной причиной для возврата покупки, ведь довольно проблематично на практике подтвердить факт обмана продавцом своего покупателя. Не было предоставлено объяснений по нормам ТБ и эксплуатации приобретенного изделия, не было показано, как пользоваться вещью. Но законодательством определяется иной подход, основанный на том, что у человека, купившего товар, нет знаний о его специфических свойствах и характеристиках. Согласно этому, если человек, купил без сопровождающей товар русскоязычной инструкции, повредил изделие, то он имеет достаточно прав на возврат покупки. Также можно заменить свое приобретение и возместить ущерб, причиненный в результате поломки, куда входит и ущерб объектам природы, являющимися собственностью покупателя или его временным владением.

На практике предоставить доказательство отсутствия инструкции удается достаточно редко и данная причина для возврата покупки зачастую не срабатывает. Но это может стать основанием для проверки со стороны возврат покупки нет инструкции соответствующих структур и наложения штрафных санкций на продающую сторону за административное нарушение, согласно статье за номером 14.15 КоАП РФ, определяющей правила продажи товаров различных категорий.

При проверке русскоязычная инструкция может требоваться не только в тех ситуациях, которые вызывают трудности при эксплуатации или которые можно отнести к категории опасных (бытовая сложная техника, видео- и аудиоаппаратура, медицинские препараты и другое), но и для самых простых покупок – игрушки для детей, канцтовары, кухонная посуда.

Вот при покупке изделия посредством интернет-магазина отсутствующие сведения могут стать причиной для возврата покупки. Статья за номером 26.1 закона о правах потребителей гласит, что при отправке изделия клиенту, должны предоставляться письменные сведения:

  • потребительские характеристики покупки;
  • адрес продающей стороны;
  • где была произведена продукция;
  • название фирмы, продавшей товар, и производителя;
  • стоимость и условия, определяющие порядок покупки изделия;
  • способ и условия оплаты доставки;
  • сроки пригодности, эксплуатации и гарантии;
  • механизм проплаты приобретения;
  • время действия заключенного договора о покупке.
возврат покупки курьер

Даже при наличии этой информации на сайте, доставивший заказ курьер обязан получить подпись покупателя, что он ознакомлен с информацией в письменной форме. Документ, в котором должен расписаться клиент, не играет роли – это может быть бланк, утвержденный продающей организацией (накладная, чек, корешок талона гарантии). Если этого не сделать, то время, на протяжении которого можно произвести возврат покупки, с семидневного увеличивается до трехмесячного.

Одновременно учитывается и интерес продающей стороны: возврат товара возмжен только при сохранении надлежащего уровня качества и соответствующего товарного вида, а также эксплуатационных характеристик. Требуется предоставить чек или накладную, удостоверяющего покупку изделия. В случае отсутствия этих документов понадобятся иные доказательства факта сделки с этим продавцом. Если качественное изделие производилось по заказу, и имеет конкретные параметры, определяющие его использование лишь этим заказчиком, то отказаться в этом варианте от покупки невозможно. Затраченные на переправку изделия средства от клиента к продающей фирме оплачиваются стороной, купившей товар, то есть из возвращаемых денег вычитается сумма, потраченная на доставку.

Вопрос юристу по защите потребителей
Возврат товара

Возврат покупки как возврат некачественного товара

Когда изъяны были выявлены в недавно приобретенной покупке, опираясь на права потребителей, человек может:

  • Потребовать замены своего приобретения на подобное (соответствующего или иного производителя) с проведением перерасчета стоимости;
  • Обратиться с требованием о снижения стоимости покупки, согласно выявленным недостаткам;
  • Требовать устранения выявленных дефектов без дополнительной оплаты или возврата потраченных средств на ремонт покупки;
  • Произвести возврат покупки и обратиться с требованием возврата стоимости покупки.

По предъявлении такой претензии продавец не может отказать клиенту, даже если у последнего не будет чека или другого документа, удостоверяющего проведение купли продажи.

Это будет возможным при доказательстве независимыми экспертами факта недостатков до реализации изделия, а не появления их при ненадлежащем использовании или иных, независящих от продающей стороны обстоятельствах. В таком случае продавцом оплачивается проведение экспертизы, услуги по доставке и хранение приобретенного изделия, денежные и моральные потери, нанесенные покупкой изделия (возросшая стоимость на подобный товар).

Возврат покупки и сроки

Огромное значение имеет соблюдение времени для возврата покупки: срок гарантийной службы или срок пригодности для использования. Если значительные дефекты будут выявлены после оговоренных сроков, то покупатель имеет право на предъявление претензий по устранению изъяна или возврату покупки, но потребуется представить доказательства того, что этот изъян был до того, как он приобрел вещь. В случае, когда на купленный товар не устанавливаются гарантийные обязательства и эксплуатационные сроки, то клиент имеет право предъявить свои требования в течение 2-х лет (отсутствие гарантийных обязательств) и 10-ти лет (без срока годности).

Cроки возврата сложно технических товаров

Cроки возврата сложно технических товаров

Особые правила предусмотрены для сложных с технической точки зрения изделий. В этом случае предъявить претензию можно в течение 15-ти дней, после чего требования клиента удовлетворяются лишь при выявлении значительного дефекта изделия, при несоблюдении срока на устранение недостатка продавцом или при невозможности эксплуатации изделия в совокупности свыше одного месяца на протяжении каждого года гарантии из-за постоянного его нахождения в ремонте. Список подобных товаров утвержден Российским Правительственным распоряжением от 10.11.11г. за № 924.

Возврат товара после претензии

Для замены изделия у продавца имеется 20 дней от времени предъявления претензии. При лишении товара более, чем на неделю, клиент может потребовать предоставить другое изделие с такими же потребительскими характеристиками. Продающая сторона обязана предложить во временное безвозмездное пользование соответствующее изделие, проплатив его доставку. Если обмен товара с некачественного происходит на новый, то гарантия дается заново. Для удовлетворения иных претензий (возврат средств, потраченных на ремонтные работы; уменьшение стоимости покупки в соответствии с качеством и прочее) продающая организация имеет десятидневный срок.

Вещь не подошла – возврат возможен

Вещь не подошла – возврат возможен

Когда покупатель указывает, что покупка почему-то не соответствует его требованиям, это для продающей стороны худший вариант. Казалось бы, все хорошо, а поступает заявление от покупателя, на которое надо каким-то образом реагировать. Случается, что клиент ошибся в габаритах изделия, цветовой гамме или фасоне. Но нередки ситуации, когда изделие покупалось под действием эмоций, и его хотелось бы вернуть.

Распространено использование розничных продавцов как своеобразных «пунктов проката»: если качественная дорогостоящая покупка необходима на короткое время (выступление, свадьба или иное мероприятие), то нередко клиент берет, к примеру, платье на один вечер, а утром желает вернуть его. Зачем покупать? Можно ведь аккуратно поносить и отдать продавцу, вернув свои деньги. Аналогичным образом поступают нередко и с аппаратурой, декорациями, аксессуарами.

Клиент обращается в РосПотребнадзор или в региональное отделение по защите прав потребителей в муниципальных органах, в общественные организации, потребсоюзы, полицию, органы прокурорского надзора и т.п. Как правило, судебные органы защищают потребителей, даже если он потребует возместить моральный ущерб, превышающий в разы цену изделия. Сегодня подобное явление настолько распространено, что названо «потребительским экстремизмом», что означает манипуляции положениями законодательства о правах потребителей, преследующие получение выгоды в денежном выражении.


Юрист по защите прав потребителей бесплатно

Юрист по защите прав потребителей

Чтобы в глазах судьи не попасть под это определение на судебном процессе, защиту своих прав лучше поручить опытному юристу по защите прав потребителей. Юристы нашей компании добьются для вас победы, если дело дойдет до суда. Мы пройдем с вами путь от иска до судебного решения. Юрист по защите прав потребителей бесплатно защищает потребителей при возврате покупки. Нам платят ваши оппоненты - продавци и производители товара, которые не пошли вам на встречу при первых требованиях о возврате покупки.

Возврат покупки и защита продавца

Возврат покупки и защита продавца

Закон защищает так же и права продавца. Именно поэтому при возврате некачественного товара необходимо установить, по чьей вине возник дефект товара. И именно поэтому необходимо (если товар качественный) удостовериться, что товар не был в употреблении.

Отсюда законные требования к возвращаемому продавцу качественному товару:

Требования к возвращаемому качественному товару

Статья 25 гласит, что в 14-ти дневной срок после приобретения, можно заменить качественное изделие (см. Возврат товара в течение 14 дней), которое не подходит по каким-то эксплуатационным характеристикам, на подобный ему, при соблюдении следующих требований:

  1. Изделие не эксплуатировалось;
  2. Не нарушен изначальный вид товара и его эксплуатационные характеристики;
  3. Целые заводские ярлычки, и гарантийные пломбы;
  4. На руках есть накладная или чек, удостоверяющие проплату за купленное изделие.

Возврат или обмен товара

Продающая сторона обязана иметь в виду, что возврат товара возможен, если подобный товар отсутствует во время обращения клиента; если есть аналогичный товар, то он не возвращается, а обменивается. Если все-таки изделие возвращается, то деньги можно возвратить не в момент возврата, а в трехдневный срок. Если клиенту нужно изделие с такими же характеристиками, то при отсутствии аналога, можно договориться о предоставлении изделия после получения его со склада или с производства.


Товары не подлежащие возврату

Товары не подлежащие возврату

Также действительно Правительственное Постановление, утвержденное 19 января 1998г. за № 55 (редактировано 4 ноября 2012г.), которое определяет правила продажи различных категорий товаров, относящихся к разряду длительного пользования и, которые не могут быть возвращены, отремонтированы за счет продающей стороны или заменены на аналогичные. Правила были дополнены и в них внесены изменения 1 января 2013 года. В случае, когда покупка находится в этом реестре, лучше, чтобы покупатель знал об этом.

При внимательном и детальном ознакомлении с законом, можно прийти к однозначному выводу, что российский потребитель защищен значительно лучше продавца. Тем не менее, знание заков и правил продающей организацией поможет защититься от недобросовестных покупателей (их тоже хватает!), желающих вернуть покупку.

Вопрос юристу по защите потребителей